Skip to main content

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Рост числа учащихся с отклоняющимся поведением отражает одну из острейших социальных проблем общества. Важной стороной проблемы становится и то, что дети и подростки становятся не только участниками, но и жертвами преступлений, совершаемых как сверстниками, так и взрослыми.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) поведения (правонарушения, преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция и др.).

Как всякое действие, отклоняющееся поведение имеет внутренний механизм (цель, мотив), который обусловлен психобиологическими особенностями личности, ее возрастными особенностями, социальным опытом, общим развитием.

Выделяют два основных вида девиантного поведения:

- поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т. е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии;

- поведение, отклоняющееся от общечеловеческих морально-нравственных норм и проявляющееся в разных формах социальной патологии: пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений.

Наиболее часто проявляющиеся отклонения в поведении подростков – правонарушения, агрессивность, употребление психоактивных веществ.

Основными причинами девиантного поведения подростков являются семейное неблагополучие, личностные особенности подростка, учебная дезадаптация, негативное воздействие асоциальной неформальной среды.

Проблема отклонений в поведении несовершеннолетних и их социальной дезаптации тесным образом связана с профилактической и коррекционно-педагогической работой.

При организации профилактической и коррекционно-педагогической работы с учащимися с признаками девиантного поведения важно, чтобы меры воздействия носили упреждающий характер.

Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение подростка, необходимо нейтрализовать негативное влияние асоциальной неформальной среды,  принять все возможные меры к восстановлению благополучной обстановки в семье, а в случае необходимости задействовать ресурс всех заинтересованных субъектов профилактики.

Если же между семьей и учебным заведением отсутствует взаимопонимание, если семья безразлично или негативно относится к советам и рекомендациям педагогов, если всякое педагогическое влияние расценивается как акт ущемления семейных интересов, то в таких условиях преодолеть и скорректировать отклоняющееся поведение подростка будет крайне затруднительно. Важным аспектом в коррекционно-профилактической работе является тесное взаимодействие между семьей, учебным заведением, досуговой средой, иными социальными институтами и общественными организациями по работе с детьми и подростками.

Важную роль в коррекции девиантного поведения подростков имеет внеучебная воспитательная работа. Профессионально организованный досуг не только предоставляет учащемуся свободу в выборе деятельности, но и создает условия для тренировки определенных эмоционально-волевых и нравственно-поведенческих качеств, выполнения общепринятых требований, соблюдения норм межличностных отношений.

Знание причин, вызывающих отклоняющееся поведение, приемов изучения индивидуальных особенностей личности подростка, своевременное выявление негативно влияющих факторов в существенной мере повышают возможности воспитания. Разносторонняя информация о личности подростка, внимательное отношение к его потребностям и индивидуальным особенностям позволяет находить наиболее оптимальные, эффективные пути воздействия на его поведение. При этом главную роль должны сыграть профилактические меры, основы которых заложены в семейном воспитании.

очистка котельного оборудования в москве
заправка картриджей в могилеве