АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И ОРГАНИЗАЦИЯХ

За 5 месяцев текущего года на территории Могилевской области возбуждено 172 уголовных дела коррупционной направленности в отношении 120 должностных лиц, из которых 122 -  относятся к категории тяжких, 79 фактов взяточничества, 48 хищений путем злоупотребления служебными полномочиями, в том числе 11 в крупном и особо крупном размерах, 44 злоупотребления и превышения властью или служебными полномочиями.
Установленный материальный ущерб по уголовным делам составил 5 341 296 рублей, который возмещен на сумму 937 346 рублей, наложен арест на имущество виновных лиц в размере 1 292 293 рубля.
Анализируя причины и условия совершения преступлений с элементами коррупции можно отметить, что главным фактором, мотивирующим к совершению противоправных деяний, является корысть, то есть желание должностного лица незаконно обогатиться либо получить какую-либо выгоду (в том числе для своих близких и членов семьи), а также завладеть имуществом, использовать его по своему усмотрению. Такие причины в теории называют экономическими.
Справочно.
К данному виду причин также можно отнести:
- нестабильность в экономике, зависящая от политики и внешних влияний;
- материальная необеспеченность должностных лиц органов власти и управления, идущих на противоправные деяния ради удовлетворения собственных материальных нужд, а также нужд своей семьи;
- обеспеченность отдельных лиц, имеющих высокие доходы и свободные деньги, которые они могут использовать для подкупа должностных лиц.
Также, выделяют организационно-управленческие и психологические причины совершения коррупционных преступлений.
К организационно-управленческим причинам и условиям коррупционной преступности относят:
- влияние в хозяйственной сфере разрешительного принципа, когда от органов власти и управления зависит наступление юридически-значимых последствий;
- отсутствие прозрачности действия властей.
К психологическим причинам и условиям коррупционной преступности относят:
- многовековая история мздоимства, сделавшая коррупцию своего рода традицией, вписанной в образ жизни;
- низкий уровень солидарности населения с нормами об ответственности за взяточничество;
- психологическая готовность значительной части населения для реализации своих интересов не законным способом;
- укоренившийся в сознании крайне незначительный риск быть привлеченным к ответственности за совершение коррупционного деяния;
- стремление государственных служащих повысить престиж своей служебной деятельности, искусственное создание видимости благополучного управления, желание скрыть недостатки и упущения в работе, избежать дисциплинарной ответственности. В данном случае способствующими совершению преступления условиями являются отсутствие надлежащего контроля со стороны руководства, ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей.
Статистические данные указывают на то, что из числа зарегистрированных коррупционных преступлений, 32 - выявлено в государственном управлении, 28 - в сфере промышленности, 25 - в сельском хозяйстве, 16 - в здравоохранении и образовании, 5 - в строительстве, 66 - прочих отраслях и сферах экономической деятельности.
Выявленные преступления в сфере промышленности позволяют сделать вывод о том, что причинами их совершения явилось желание должностных лиц незаконно обогатиться, получить денежные средства и товарно-материальные ценности без оплаты, показать видимость благополучия в работе, выполнить доведенные показатели финансово-хозяйственной деятельности, избежать привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности за невыполнение доведенных показателей.
Так, 29.01.2019 УСК по Могилевской области возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 430 УК Республики Беларусь (получение взятки), в отношении должностного лица Горецкого РайПО, который за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию (своевременную оплату за поставленный товар), незаконно получил для себя товарно-материальных ценностей  на общую сумму 3 378,81 рубль.
20.02.2019 приговором суда Быховского района бывший первый заместитель генерального директора ОАО «Могилевский завод «Строммашина» признан виновным в злоупотреблении служебными полномочиями, хищении путем злоупотребления служебными полномочиями, служебном подлоге. Последнему назначено наказание в виде 4 лет колонии усиленного режима с конфискацией имущества, штрафа в размере 300 базовых величин и лишения права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей в течение 5 лет. В отношении последнего по материалам ОБЭП Ленинского РОВД  г. Могилева возбуждены уголовные дела по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 210 (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), ч. 3 ст. 426 (превышение власти или служебных полномочий) и ч. 1 ст. 427 (служебный подлог) УК Республики Беларусь.
Так, указанный 40-летний житель г.Могилева, на основании доверенности, заключил от лица общества с индивидуальным предпринимателем заведомо убыточные договора поставок, в результате чего, обществом приобретены многофункциональное устройство, гильотинный резак, цифровой дупликатор по завышенной рыночной стоимости на общую сумму 12 298 рублей (586 базовых величин), чем причинил ущерб обществу в крупном размере.
Помимо этого, в апреле-мае 2016 года, злоупотребляя своими служебными полномочиями, путем дачи указаний подчиненным ему работникам о создании фиктивного приказа о награждении работников общества ценными подарками, а именно мобильными телефонами, незаконно завладел ими и распорядился по своему усмотрению. Мобильные телефоны приобретены заводом за счет собственных средств и без процедуры обоснования закупки на общую сумму 7 716,30 рублей. Желая скрыть совершенное хищение, за счет личных средств совершил подмену телефонов дешевыми аналогами, а затем обеспечил внесение ложных сведений в официальные документы.
27.05.2019 года судом Горецкого района постановлен приговор по уголовному делу в отношении директора ООО «СБКэнерджи», бобруйчанина, который, используя свои служебные полномочия, из корыстных побуждений, в период с марта 2015 года по декабрь 2017 года, путем составления фиктивных договоров перевода долга, оформления фиктивных командировочных расходов, а также приходных и расходных кассовых ордеров, совершил хищение денежных средств предприятия на общую сумму более 42 тыс. рублей.
Обвиняемый признан виновным в хищении путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенном в особо крупом размере (ч. 4 ст. 210 УК), а также в служебном подлоге (ч. 1 ст. 427 УК) и приговорен к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии усиленного режима с конфискацией всего имущества, лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей сроком на 5 лет и штрафом в размере 70 базовых величин.
ОБЭП УВД Бобруйского горисполкома пресечена преступная деятельность 58–летней жительницы г. Бобруйска, главного бухгалтера Бобруйской ассоциации промышленников и предпринимателей, которая путем составления от имени исполнительного директора ассоциации фиктивных договоров на поставку швейных изделий и продукции в адрес ЧТУП «Для милых дам», в котором являлась учредителем и директором, и последующей реализации указанных ценностей, а также путем необоснованного составления приказов об оказании ей материальной помощи, право на которую она не имела, в период с марта 2012 года по апрель 2016 года завладела денежными средствами ассоциации на сумму более 63 тысяч рублей, причинив тем самым ущерб в особо крупном размере.
09.11.2018 приговором суда Бобруйского района и г. Бобруйска главный бухгалтер Бобруйской ассоциации промышленников и предпринимателей признана виновной в совершении указанных преступлений, предусмотренных ч. ч. 2, 3, 4 ст. 210 УК Республики Беларусь (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями) и приговорена к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима с конфискацией имущества и лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей сроком на 5 лет.
Также, по результатам проведенных оперативно-розыскных и иных мероприятий пресечена преступная деятельность главного специалиста по надзору за строительством РПУП «Завод газетной бумаги», который являясь должностным лицом, в нарушение условий договора строительного подряда, заключенного между заказчиком – ОАО «Бумажная фабрика «Спартак» и подрядной организацией - ОАО «Лавсанстрой» о выполнении строительных работ по устройству систем вентиляции в бумажных цехах ОАО «Бумажная фабрика «Спартак», умышленно, действуя из корыстной заинтересованности, выразившейся в желании создать видимость добросовестного исполнения своих служебных обязанностей, достоверно зная о невыполнении указанных работ, завышении объемов выполненных работ в представляемых ему для визирования актах, осуществил приемку фактически невыполненных работ по монтажу и установке систем вентиляции, вентиляционных шахт на указанном объекте, чем причинил ущерб ОАО «Бумажная фабрика «Спартак» в особо крупном размере (более 27 тысяч рублей).
07.03.2019 приговором Шкловского суда обвиняемый признан виновным в злоупотреблении служебными полномочиями (ч. 3 ст. 424 УК Республики Беларусь) и ему назначено наказание в виде 4 лет лишения свободы с отбыванием наказания в условиях колонии усиленного режима, с конфискацией всего имущества, лишением права занимать должности, связанные с совершением юридически значимых действий в сфере строительства сроком на 5 лет.
Следует отметить, что на рассмотрении в судах г. Могилева и Могилевской области находится ряд уголовных дел в отношении должностных лиц предприятий промышленной сферы.
Кроме того, в ходе проведенных мероприятий выявлены коррупционные преступления и в сфере строительства.
При этом установлено, что коррупционным рискам наиболее подвержена деятельность, связанная с выполнением ремонтно-строительных работ. Данные преступления допускают должностные лица управления капитального строительства и других организаций, осуществляющие технический надзор и контроль за ходом строительства, качеством, стоимостью и объёмами строительных работ, где в процессе выполнения своих непосредственных обязанностей зачастую присутствует и служебная халатность, что приводит к необоснованному перечислению подрядным организациям денежных средств и причинению вреда, как собственникам (заказчикам), так и бюджету государства.
Так,15.05.2019  судом Славгородского района рассмотрено уголовное дело по обвинению должностных лиц КУДП «УКС Славгородского района», ГУКДСП «Славгородская ПМК № 274» в совершении преступлений, предусмотренных ст. 428 УК (служебная халатность) и ч. 3 ст. 424 УК Республики Беларусь (злоупотребление служебными полномочиями).
Одна из обвиняемых, занимая должность директора КУДП «УКС Славгородского района», ненадлежаще исполнила свои должностные обязанности, не проверив должным образом качество и объемы выполненных подрядчиком в лице ГУКДСП «Славгородская ПМК № 274» строительно-монтажных работ на строительном объекте «Пристройка к средней общеобразовательной школе № 1 г. Славгорода с реконструкцией, существующей на 300 учащихся», которые фактически не были выполнены, что повлекло причинение ущерба государству в виде излишне начисленных ГУКДСП «Славгородская ПМК №274» денежных средств из государственного бюджета в сумме 54 497 рублей (за фактически не выполненные работы, а также необоснованного получения из государственного бюджета денежных средств в сумме 877 рублей на содержание КУДП «УКС Славгородского района» как заказчика).
Приговором суда обвиняемая признана виновной в служебной халатности и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 300 базовых величин.
В свою очередь, вторая обвиняемая по данному уголовному делу -прораб ГУКДСП «Славгородская ПМК № 274» признана виновной в злоупотреблении служебными полномочиями и приговорена к 3 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на 1 год, а также штрафу в размере 35 базовых величин.
Кроме того, 31.03.2019 Бобруйским РОСК по материалам ГБЭП Бобруйского РОВД возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 210 УК Республики Беларусь, в отношении должностного лица ЧПТУП «Градтехстрой», который на объекте «Капитальный ремонт и модернизация здания ГУО «Туголицкая средняя школа»», с использованием своих служебных полномочий, посредством дачи незаконных указаний, находившимся в его подчинении работникам, пытался завладеть товарно-материальными ценностями на общую сумму 627,96 рубля. В настоящее время дело находится на рассмотрении в суде.
Анализ выявленных коррупционных преступлений показывает, что по-прежнему наиболее криминогенной остается и сфера агропромышленного комплекса. Одним из условий способствующим совершению коррупционных преступлений в сфере сельского хозяйства является неудовлетворительная финансово-хозяйственная деятельность, ненадлежащий бухгалтерский учет, текучесть кадров, слабая профессиональная подготовка работников.
Уголовные дела возбуждены в отношении должностных и материально-ответственных лиц ОАО «Климовичирайагропромтехснаб», ОАО «Краснопольский», ОАО «Круглянский агропромтехснаб», ОАО «Уречанский», ОАО «Могилевская райагропромтехника», ОАО «Ремсервис», ОАО «Комсеничи», ОАО «Горецкое», ОАО «Агрокомбинат «Приднепровский», КСУП «Белая Дуброва», ОАО «Добоснянское» и других.
Вскрыты многочисленные факты преступлений, совершенных должностными лицами АПК при производстве продукции животноводства, в частности молока и выращивания КРС.
Так, УБЭП УВД Могилевского облисполкома совместно с ГБЭП Круглянского РОВД пресечена преступная деятельность должностных лиц ЗАО «АСБ-Агро Тетерино» (исполняющего обязанности директора и его заместитель),которые в период с января по июль 2017 года, с целью создания видимости увеличения объемов надоя молока и сдачи его на перерабатывающие предприятия, давали незаконные указания исполняющей обязанности главного зоотехника хозяйства разбавлять молоко водой, в связи с чем, его количество увеличивалось, но процент плотности молока уменьшался. После этого, с целью придания видимости соответствия молока уровню плотности, необходимой для сдачи молока на переработку, давали указание добавить в разведенное водой молоко соль и сахар, которые приобретались за наличные денежные средства, вырученные от реализации принадлежащего хозяйству скота, без оформления приходных документов. Разбавленное молоко поставлялось на переработку в Белыничский филиал ОАО «Бабушкина крынка». Всего с января по июль 2017 года приобретено за наличный расчет 12 733 кг сахара и 822 кг соли на общую сумму 23 021 рублей.
В результате противоправные действия преступной группы повлекли тяжкие последствия в виде необоснованных затрат по использованию соли и сахара, повлекшие причинение ущерба указанному обществу в сумме 23 021 рубль (1 000,9 базовых величин), т.е. в особо крупном размере.
Помимо этого, в ходе расследования уголовного дела установлен факт завладения исполняющим обязанности директора ЗАО «АСБ-Агро Тетерино» денежными средствами общества в сумме 6 847 рублей.
27.11.2018 приговором суда Круглянского района исполняющий обязанности директора ЗАО «АСБ-Агро Тетерино», признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 424 УК (злоупотребление властью или служебными полномочиями), ч. 3 ст. 210 УК (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), ч. 2 ст. 427 УК Республики Беларусь (служебный подлог) и приговорен к 3 годам и 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии усиленного режима с конфискацией имущества и лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей на срок 5 лет.
Исполняющая обязанности главного зоотехника хозяйства, признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 427, ч. 3 ст. 424 УК Республики Беларусь. Последней назначено наказание в виде 3 лет лишения с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима с конфискацией имущества и лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей на срок 5 лет.
Первый заместитель директора ЗАО «АСБ-Агро Тетерино» признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 424 УК Республики Беларусь и приговорен к 3 годам и 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии усиленного режима без конфискации имущества и лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей на срок 5 лет.
Также, зачастую должностными лицами предприятий агропромышленного комплекса совершаются преступления не относящиеся к коррупционным, однако фактически создающие предпосылки для проявления элементов коррупции.
Так, сотрудниками УБЭП УВД и группы БЭП Костюковичского РОВД установлена служебная халатность (ст.428 УК) одного из руководителей СПК Костюковичского района, который допустил гибель племенных овец в количестве свыше 160 голов, чем причинил ущерб госбюджету на сумму свыше 238 тыс. рублей.
По данному факту прокуратурой Могилевской области возбуждено уголовное дело, подозреваемым признан 35-летний житель г. Костюковичи, который на тот момент возглавлял сельскохозяйственный производственный кооператив.
Также, 31.03.2019 Климовичским РОСК возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 210 УК Республики Беларусь, в отношении должностного лица - исполняющего обязанности директора ОАО «Климовичская ПМК «Сельспецмонтаж», который совершил хищение одиннадцати голов КРС, причинив ущерб указанному предприятию на общую сумму 2 952,84 рубля. В настоящее время дело направлено для рассмотрения в суд.
Необходимо отметить, что в сфере АПК возбуждено 23 уголовных дела по ч. ч. 1, 2 ст. 427 УК Республики Беларусь (не относятся к коррупционным, но создают предпосылки для коррупции), в отношении должностных лиц сельскохозяйственных организаций, которые, с целью сокрытия фактов массового падежа молодняка КРС, при ежемесячном составлении отчетов о движении скота и птицы на ферме, вносили заведомо ложные сведения и записи в официальные бухгалтерские документы, а также государственную статистическую отчетность.
Причинами совершения должностными лицами сферы АПК преступлений, связанных с внесением заведомо ложных сведений в государственную статистическую отчетность, а также ведомственную отчетность, в первую очередь, являются желание скрыть некомпетентность, недостатки и упущения в своей работе, которые приводят к сверхнормативному выбытию животных (падежу) и причинению вреда.
При этом ряд должностных лиц данные противоправные действия не только не пресекают, а напротив, превышая свои служебные полномочия, дают незаконные указания на их совершение.
Как пример, 09.01.2019 прокуратурой Краснопольского района возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 424 УК Республики Беларусь, в отношении должностного лица одного из комплексов ОАО «Краснопольский», который с целью сокрытия падежа 18 голов молодняка КРС, составил фиктивные акты на выбытие животных и подложные платежные ведомости о выдаче мяса молодняка КРС в счет заработной платы работникам отделения, тем самым причинил существенный вред правам и законным интересам граждан. Уголовное дело завершено расследованием и направлено в суд.
Сотрудниками УБЭП УВД и территориальных подразделений БЭП ОВД области выявлен ряд коррупционных преступлений в сфере здравоохранения, где должностные лица совершили противоправные деяния из-за желания личного обогащения (материальной выгоды).
Так, 27.03.2019 УСК по Могилевской области возбуждено два уголовных дела по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. ч. 1, 2 ст. 430 УК Республики Беларусь (получение взятки), в отношении заведующего одной из аптек г. Бобруйска, который за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию (обеспечение в соответствии с заключенным договором поставки изделий медицинского назначения в адрес учреждения от СООО «Беласептика-дез» и ЗАО «Беласептика»), получил от индивидуальных предпринимателей, действовавших в интересах СООО «Беласептика-дез» и ЗАО «Беласептика», в качестве взятки денежные средства в размере 1 570 рублей. Дело находится в суде.
Одним из направлений в работе правоохранительных органов по противодействию коррупции является оперативное сопровождение процедур государственных закупок товаров (работ, услуг), закупок, осуществляемых за счет собственных средств субъектов хозяйствования с долей собственности государства, которое наиболее подвержено коррупционным рискам, из-за возможности быстрого и незаконного обогащения должностных лиц. Своими действиями, последними причиняется значительный материальный вред собственникам и государству, который прямо влияет на эффективность деятельности предприятия (организации). По результатам проведенных мероприятий возбужден ряд уголовных дел.
Так, установлено во взяточничестве должностное лицо Шкловского УКП «Жилкомхоз», которое, за благоприятное решение вопросов входящих в его компетенцию, получило от директора коммерческой структуры в качестве взятки денежные средства в размере 3 000 рублей.
25.03.2019 УСК по Могилевской области по данному факту возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 430 УК Республики Беларусь.
19.02.2019 Могилевским МОСК возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 424 УК Республики Беларусь (злоупотребление служебными полномочиями), в отношении начальника отдела материально-технического снабжения ОАО «Могилевский мясокомбинат» и менеджера одного из ООО г. Могилева, которые организовали приобретение для нужд ОАО «Могилевский мясокомбинат» товарно-материальных ценностей по завышенной стоимости, в результате чего причинили ущерб предприятию в размере 48 363,07 рубля.
Кроме того, 15.05.2019 УСК по Могилевской области возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 424 УК Республики Беларусь, в отношении должностного лица ОАО «Лента», который, без проведения в установленном порядке процедур закупок, организовал поставку различных ТМЦ в адрес указанного предприятия от коммерческих структур по завышенной стоимости, причинив ущерб обществу на общую сумму 52 120,44 рубля.
Отсутствие надлежащего (действенного) контроля за использованием бюджетных денежных средств привело к тому, что за 5 месяцев т. г. в данном направлении возбуждено 16 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 14 должностных лиц, причинивших существенный вред интересам государства. Условием, способствующим неэффективному использованию бюджетных средств, является отсутствие надлежащего контроля со стороны распорядителей бюджетных средств.
По фактам хищений денежных средств изобличены в преступной деятельности должностные лица: ГУК «Централизованная клубная система Климовичского района», ИУОТ № 48, ГУО «Оздоровительный лагерь «Космос» Шкловского района»,ГУО «Ясли-сад № 66 г. Бобруйска»,КУП «Чериковская ПМК № 280»,УО «Базовая школа № 15 г. Бобруйска» и другие.
В злоупотреблениях и превышениях властью или служебными полномочиями изобличены должностные лица: УКПП «Коммунальник», КУП «Чериковская ПМК № 280», ОАО «Могилевспецавтоматика», ГУО «Лебедянковский УПК ДСНШ», «Татарковская средняя школа» и другие.
Проведенными оперативно-розыскными и иными мероприятиями изобличены во взяточничестве (наиболее опасной форме коррупции) должностные лица ОАО «Белшина», УКП «Жилкомхоз», УЗ «Бобруйская городская больница скорой медицинской помощи им. Морзона В.О.», ЧТПУП «Птицефабрика «Елец», УО «Государственный профессиональный лицей № 9 г. Могилёва имени А.П.Старовойтова», СПУП «Кричевский зооветснаб», ОАО «Могилевский домостроительный комбинат», ГУО «Могилевский АУК», ОАО «Бобруйскатэп», ГУ «Государственная инспекция по маломерным судам», государственного казначейства главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по Могилевской области, УЗ «Могилевское областное патологоанатомическое бюро» и другие.
Совершаемые преступления, как правило, связаны с лоббированием интересов коммерческих структур при осуществлении закупок, решением вопросов об оплате выполненных работ, поставкой продукции, выдачей разрешительных документов.
Так, изобличена во взяточничестве заместитель начальника управления государственного казначейства главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по Могилевской области, которая за благоприятное решение вопросов, входящих в ее компетенцию (своевременное перечисление денежных средств из республиканского бюджета), получила от директора одной из коммерческих структур г. Могилева в качестве взятки денежные средства в размере 100 долларов США.
05.02.2019 УСК по Могилевской области в отношении последней возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 430 УК Республики Беларусь.
Коррупционные преступления установлены и в отношении должностных лиц, которые в момент совершения преступления занимали должности в органах государственной власти и управления.
Так, 20.02.2019 УСК по Могилевской области возбуждено два уголовных дела по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. ч. 1, 2 ст. 430 УК Республики Беларусь, в отношении должностного лица управления архитектуры и градостроительства одного из исполкомов области, который, за благоприятное решение вопроса о принятии в эксплуатацию объекта самовольного строительства, принял от индивидуальных предпринимателей и директора коммерческой структуры в качестве взятки денежные средства в размере 1 400 долларов США.
Таким образом, коррупционные проявления характерны фактически для всех отраслей и направлений экономической деятельности, а также при выполнении должностными лицами различных юридически значимых действий, принятии различного рода решений, осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
В связи с тем, что совершенными преступлениями коррупционной направленности причиняется огромный вред, подрывается авторитет власти, не только правоохранительным блоком и органами прокуратуры, а и Могилевской областной комиссией по противодействию коррупции на системной основе осуществляется координация деятельности местных исполнительных и распорядительных органов по предупреждению коррупции.
В заседании комиссии принимают участие председатель облисполкома, его заместители, помощник Президента Республики Беларусь – инспектор по Могилевской области, председатели горрайисполкомов, главы администраций районов в городах, их заместители, руководители структурных подразделений облисполкома, организаций, в том числе приглашаются руководители региональных отделов внутренних дел, прокуроры городов и районов.
На заседаниях областной комиссии заслушиваются отчеты руководителей (заместителей) структурных подразделений облисполкома, горрайисполкомов, администраций районов в городах Могилеве и Бобруйске, подчиненных организаций о проводимой ими работе по предотвращению проявлений коррупции.
Решениями комиссии даются соответствующие поручения, в том числе по принятию мер дисциплинарного воздействия, осуществляется контроль за их выполнением.
Также, для исключения коррупционных составляющих и недопущения совершения преступлений, принимаются необходимые управленческие меры и решениями Могилевского облисполкома.
Однако отсутствие наступательной работы заинтересованных лиц по предупреждению коррупции приводит к совершению правонарушений и, как следствие, потере квалифицированных кадров.
Приведенные же выше примеры совершения коррупционных преступлений свидетельствуют о необходимости проведения дальнейшей целенаправленной работы по противодействию коррупции, как со стороны правоохранительных органов и прокуратуры, так и непосредственно самих предприятий, учреждений и организаций, и, в первую очередь, в лице ответственных за данное направление деятельности лиц. Должны: разрабатываться и приниматься меры направленные на устранение и исключение условий совершения противоправных деяний; обеспечиваться жесткий контроль за деятельностью должных лиц и принимаемыми ими решениями; отслеживаться реализация важных проектов, мероприятий; изучаться работа, связанная с выполнением основных функций и показателей финансово-хозяйственной деятельности.
Также необходимо повышение требований к профессиональным, деловым и нравственным качествам лиц, претендующих на занятие должностей государственных должностных и приравненных к ним лиц,  усиления ответственности руководителей и заместителей руководителей организаций, их обособленных и структурных подразделений за непринятие мер по предупреждению коррупции в курируемых направлениях деятельности, возглавляемых Субъектов хозяйствования, организаций и их подразделений.

ПРОТОКОЛЫ ЗАСЕДАНИЯ КОМИССИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ

Заседание комиссии по противодействию коррупции состоится 29 декабря 2023 года в 11.00 в зале заседаний

 

Электронные варианты соответствует оригиналу

ПРОТОКОЛ ОТ 02.03.2023

Городская
СДЮШОР «Багима» им.О.Г.Мищенко
02.03.2023 № 13
г. Могилев
заседание комиссии по
противодействию коррупции
Заседание начато: 11.00
Заседание окончено: 11.45

ПРОТОКОЛ

заседания комиссии по противодействию коррупции государственного специализированного учебно-спортивного учреждения «Могилевская городская специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва «Багима» имени О.Г.Мищенко».
Состав комиссии по противодействию коррупции:
Васюкова А.А., Галанченко С.Е., Гостищева Г.Г., Дыщенко Н.М., Казаченко В.В., Шавбакова М.В.
(в алфавитном порядке указать фамилии и инициалы всех членов комиссии)

Председатель: __Бодунов Александр Иванович______________
(фамилия, имя, отчество председателя комиссии)
Присутствовали:
Комиссия в составе:
Васюкова А.А., Галанченко С.Е., Гостищева Г.Г., Дыщенко Н.М., Казаченко В.В., Шавбакова М.В.
(в алфавитном порядке указать фамилии и инициалы присутствующих членов комиссии)

Повестка дня:

Вопрос 1:
Изучение антикоррупционного законодательства Республики Беларусь.

Вопрос 1:

ДОКЛАДЫВАЛ:
Дыщенко Н.М. – юрисконсульт, который сообщил, что с 01.03.2023 года вступили в силу изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией», а таже довел информацию по изменениям в Законе «О борьбе с коррупцией», в Трудовом кодексе Республики Беларусь, и в Гражданском кодексе Республики Беларусь. Обратил внимание на то, что в соответствии с Законом «О борьбе с коррупцией», сотрудниками администрации были подписаны обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений с учетом изменений ст. 16 Закона, за нарушение которых предусмотрена установленная законом ответственность.
РЕШИЛИ:
1. Информацию принять к сведению.
2. При проведении 24 марта 2023 г. единого дня информирования, довести до работников Учреждения изменения в законе о борьбе с коррупцией (Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2022 г. № 232-З «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией»)
3. Заместителям директора, руководителям структурных подразделений продолжить работу по контролю соблюдения работниками Учреждения требований антикоррупционного законодательства. Своевременно принимать меры по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений и преступлений. Обеспечить соблюдение работниками норм служебной и профессиональной этики, способствующих установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества, а также ограничений и запретов, установленных законодательными актами и локальными нормативными документами.

Председатель __________ А.И.Бодунов
«___»_______________

Секретарь комиссии __________Н.М.Дыщенко
«___»_______________

ПРОТОКОЛ ОТ 20.04.2023

Городская
СДЮШОР «Багима» им.О.Г.Мищенко
20.04.2023 № 14
г. Могилев
заседание комиссии по
противодействию коррупции
Заседание начато: 10.00
Заседание окончено: 10.50

ПРОТОКОЛ

заседания комиссии по противодействию коррупции государственного специализированного учебно-спортивного учреждения «Могилевская городская специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва «Багима» имени О.Г.Мищенко».
Состав комиссии по противодействию коррупции:
Васюкова А.А., Галанченко С.Е., Гостищева Г.Г., Дыщенко Н.М., Казаченко В.В., Шавбакова М.В.
(в алфавитном порядке указать фамилии и инициалы всех членов комиссии)

Председатель: __Бодунов Александр Иванович______________
(фамилия, имя, отчество председателя комиссии)
Присутствовали:
Комиссия в составе:
Васюкова А.А., Галанченко С.Е., Гостищева Г.Г., Дыщенко Н.М., Казаченко В.В., Шавбакова М.В.
(в алфавитном порядке указать фамилии и инициалы присутствующих членов комиссии)

Повестка дня:

Вопрос 1:
О рассмотрении поручения Совета Министров Республики Беларусь от 7 апреля 2023 г.
Вопрос 2:
Информирование о возможном наличии конфликта интересов в случае совместной работы близких родственников (свойственников).

Вопрос 1:

ДОКЛАДЫВАЛ:
Бодунов А.И. – директор учреждения, который сообщил, что в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов Министерством внутренних дел во взаимодействии с Генеральной прокуратурой Республики Беларусь и Министерством образования Республики Беларусь разработана памятка для работы комиссии по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

РЕШИЛИ:
1. Принять к сведению и исполнению информацию, содержащуюся в поручении Совета Министров Республики Беларусь.
2. Специалисту по кадрам представить секретарю комиссии не позже 21 апреля 2023г. сведения, о выполнении поручения Совета Министров Республики Беларусь.
3. Заместителям директора, руководителям структурных подразделений ознакомиться и довести до заинтересованных лиц:
- памятку для работы комиссий по противодействию коррупции в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов, подготовленную МВД во взаимодействии с Генеральной прокуратурой, Министерством труда и социальной защиты и Министерством образования.
- памятку о порядке раскрытия информации о конфликте интересов с примерным перечнем ситуаций конфликта интересов;
- антикоррупционную памятку для государственных должностных лиц.

Вопрос 2:

ДОКЛАДЫВАЛ:
Дыщенко Н.М. – юрисконсульт, который довел информацию о возможном наличии конфликта интересов в случае совместной работы близких родственников (свойственников), и информацию об уголовной ответственности за совершение коррупционных преступлений и коррупционных правонарушений, а также обратил внимание на то, что своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников организации является важным элементом предотвращения коррупции превентивного характера.
РЕШИЛИ:
1. Информацию принять к сведению.
2. В целях надлежащего выполнения вступивших в силу 1 марта 2023 г. требований антикоррупционного законодательства (Закона о борьбе с коррупцией), в части возможного наличия конфликта интересов в связи с совместной работой близких родственников и свойственников специалисту по кадрам представить в отдел спорта и туризма Могилевского городского исполнительного комитета, сведения о наличии работающих в структурном подразделении (организации) близких родственников (свойственников).

Председатель __________ А.И.Бодунов
«___»_______________

Секретарь комиссии __________Н.М. Дыщенко
«___»_______________

ПРОТОКОЛ ОТ 30.06.2023

Могилевская городская УТВЕРЖДАЮ
СДЮШОР «Багима» им.О.Г.Мищенко Директор
30.06.2023 № 15
г. Могилев ___________А.И.Бодунов
заседание комиссии по «_30_» июня 2023
противодействию коррупции

Заседание начато: 10.00
Заседание окончено: 11.20

ПРОТОКОЛ

заседания комиссии по противодействию коррупции государственного специализированного учебно-спортивного учреждения «Могилевская городская специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва «Багима» имени О.Г.Мищенко».

Состав комиссии по противодействию коррупции:
Бодунов А.И., Васюкова А.А., Галанченко С.Е., Гостищева Г.Г., Дыщенко Н.М., Казаченко В.В., Шавбакова М.В.
(в алфавитном порядке указать фамилии и инициалы всех членов комиссии)

Председатель: __Бодунов Александр Иванович______________
(фамилия, имя, отчество председателя комиссии)
Присутствовали:
Комиссия в составе:
Бодунов А.И, Васюкова А.А., Гостищева Г.Г., Дыщенко Н.М.,
Казаченко В.В., Шавбакова М.В.
(в алфавитном порядке указать фамилии и инициалы присутствующих членов комиссии)
Отсутствовал Галанченко С.Е. – находится в отпуске

Повестка дня:
Вопрос 1:
О рассмотрении Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 05 июня 2023 г. №373 «Об использовании имущества в личных целях и иных внеслужебных интересах»

ДОКЛАДЫВАЛ:
Дыщенко Н.М. – юрисконсульт
- Доведен порядок использования имущества в личных целях и иных внеслужебных интересах, а так же разъяснена ответственность за утрату, порчу или уничтожение этого имущества
Приобщенный материал:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05 июня 2023 г. №373 «Об использование имущества в личных целях и иных внеслужебных интересах»

Вопрос 2:
Ознакомление руководителей структурных подразделений (ответственных лиц) с основными нарушениями при проведении государственных закупок. Доведение Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2023 г. №182 «Об осуществлении государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника»

ДОКЛАДЫВАЛ:
Дыщенко Н.М. – юрисконсульт;
Доведены основные нарушения при проведении государственных закупок.

Приобщенный материал:
- Перечень основных нарушений при проведении государственных закупок.
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 марта 2023 г. №182 «Об осуществлении государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника»

Вопрос 3: Ознакомление с Законом Республики Беларусь от 19.07.2022 N 200-З "Об изменении законов по вопросам физической культуры и спорта" и Постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 05.05.2023 № 28 «О внесении изменений в Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 28.12.2004 № 11»

ДОКЛАДЫВАЛ:
Бодунов – директор;
Довел информацию о том, что с 01.07.2023 Законом Республики Беларусь от 19.07.2022 N 200-З "Об изменении законов по вопросам физической культуры и спорта" вносятся изменения и дополнения в Закон о физкультуре и спорте и ТК. Обратил внимание на изменения в Закон о физкультуре и спорте в части подкупа участников или организаторов соревнований и мер по предотвращению подкупа. Разъяснил, что согласно пункту 10 статьи 69 Закона, с 1 июля 2023 г. руководители специализированных учебно-спортивных учреждений и их заместители в течение рабочего времени по занимаемой должности служащего не могут проводить учебно-тренировочные занятия по основному месту работы.
Довел информацию о том, что Постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 05.05.2023 № 28 «О внесении изменений в Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 28.12.2004 № 11» внесены изменения в Положение
о специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированной детско-юношеской спортивно-технической школе.

Приобщенный материал:
Закон Республики Беларусь от 19.07.2022 N 200-З "Об изменении законов по вопросам физической культуры и спорта"
Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 05.05.2023 № 28 «О внесении изменений в Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 28.12.2004 № 11»
РЕШИЛИ:

1. Принять к сведению полученную информацию и руководствоваться ею в дальнейшей работе, выполняя требования законодательства Республики Беларусь.

Председатель __________ А.И.Бодунов
«___»_______________

Секретарь комиссии __________Н.М.Дыщенко
«___»_______________

С протоколом ознакомлены: __________ М.В.Шавбакова
«___»_______________

__________ Г.Г. Гостищева
«___»_______________

__________ В.В.Казаченко
«___»_______________

__________ А.А. Васюкова
«___»_______________

Протокол составил __________ Н.М. Дыщенко
«___»_______________

ПРОТОКОЛ ОТ 29.12.2023

План мероприятий по противодействию коррупции

«УТВЕРЖДЕНО
протоколом заседания комиссии
по противодействию коррупции
Могилевской городской СДЮШОР
«Багима» им.О.Г.Мищенко
от 29.12.2023 г. №16


План мероприятий
по противодействию коррупции,
Государственного специализированного учебно-спортивного учреждения
«Могилевская городская специализированная детско-юношеская школа
олимпийского резерва «Багима» имени О.Г.Мищенко»
на 2024 год




  1. Повышение эффективности практических мер, направленных на противодействие коррупции.

  2. Исключение факторов и условий, способствующих возникновению коррупции.


Задачи:

  1. Выполнение требований законодательства, направленного на противодействие коррупции.

  2. Обеспечение эффективного функционирования и качественного совершенствования системы профилактики и противодействия преступности и коррупции.



п/п
Наименование мероприятияОтветственные исполнителиСрок реализации мероприятия
1. Организационно-практические мероприятия
1.1Соблюдение в учреждении требований законодательства, регулирующих оказание спонсорской помощи и принятия дарений (пожертвований) и распоряжения подаренным имуществом
Соблюдение порядка осуществления административных процедур по обращениям граждан.
Соблюдение сроков рассмотрения обращений граждан.
Директор
Заместитель директора по основной деятельности
инспектор по кадрам
Постоянно
1.2Обеспечение защиты персональных данных работников и заявителей, спортсменов-учащихся. Исключить несанкционированный доступ к информационным ресурсамЗаместитель
директора по основной деятельности
инспектор по кадрам,
инструкторы-методисты
Постоянно
1.3Рассмотрение фактов нарушений работниками учреждения антикоррупционного законодательства и вопросов применения к работникам мер ответственности, устранения выявленных нарушений, их последствий, а также причин и условий, способствовавших совершению таких нарушенийПредседатель комиссииВ течение года, при установлении нарушений
1.4Проведение заседаний комиссии по противодействию коррупцииПредседатель комиссииНе реже одного раза в в квартал
1.4.11. Изучение антикоррупционного законодательства Республики Беларусь о коррупции на заседаниях комиссии по противодействию коррупции и ответственности за коррупционные правонарушения

2. Информирование о возможном наличии конфликта интересов в случае совместной работы близких родственников (свойственников).

3. Ознакомление руководителей структурных подразделений (ответственных лиц) с основными нарушениями при проведении государственных закупок.

4. Рассмотрение поступающих в комиссию обращений работников учреждения и иных лиц по вопросам, связанных с антикоррупционным законодательством (незамедлительно при поступлении)
Председатель комиссииЯнварь-Июнь
1.4.21. Изучение антикоррупционного законодательства Республики Беларусь о коррупции на заседаниях комиссии по противодействию коррупции и ответственности за коррупционные правонарушения

2. Рассмотрение материалов, поступающих из органов прокуратуры, правоохранительных органов вышестоящих организаций, об имеющих место фактах нарушения антикоррупционного законодательства;

3. Рассмотрение вопроса о состоянии антикоррупционной деятельности на заседаниях комиссии, а также исполнения законодательства о борьбе с коррупцией по итогам 2024 года;

4. Рассмотрение поступающих в комиссию обращений работников учреждения и иных лиц по вопросам, связанных с антикоррупционным законодательством (незамедлительно при поступлении)

5. Утверждение плана мероприятий по противодействию коррупции на 2025 год
Председатель комиссииИюль-Декабрь
1.5Оформление протоколов заседания комиссии по противодействию коррупции в СДЮШОР Секретарь комиссииВ течение 10 дней со дня проведения заседания
1.6Разработка и утверждение плана мероприятий по противодействию коррупции на 2025 годПредседатель комиссииНе позднее 31.12.2024
2. Информационное обеспечение реализации антикоррупционной политики
2.1Размещение на информационных стендах учреждения контактных телефонов горячих линий, мини-плакатов социальной рекламы, направленных на профилактику коррупционного поведенияСекретарь комиссииВ течение года
2.2Размещение на сайте учреждения информации об осуществлении мер по противодействию коррупцииЗаместитель директора по основной деятельностиВ течение года
2.3Обеспечение проведения работы по разъяснению в коллективе законодательства, направленного на укрепление дисциплины и порядка, исключению случаев уголовно-наказуемых действий, связанных с нарушением антикоррупционного законодательстваПредседатель комиссииМарт
2.4Участие в совещаниях (обучающих мероприятиях) по вопросам организации работы по противодействию коррупцииЧлены комиссииВ течение года
3. Взаимодействие кадровой и антикоррупционной политики
3.1Прием на работу в строгом соответствии со штатным расписаниемДиректор, инспектор по кадрамВ течение года
3.2Подавать запросы в управления внутренних дел при приеме на работу граждан, на предмет наличия правонарушений(часть вторая статьи 271 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII «О правах ребенка», постановление Совета Министров Республики Беларусь от02.09.2022 № 583 «Об утверждении перечня должностей, связанных с осуществлением педагогической деятельности, выполнением воспитательных функций, других должностей, профессий, связанных с постоянной работой с детьми»Инспектор по кадрамВ течение года
3.3Заключение обязательств по соблюдению установленных законодательством ограничений для государственных должностных лицДиректор, инспектор по кадрамМарт
3.4Резерв кадров. Подготовка документов, запросовДиректор, заместитель директора по основной деятельности, инспектор по кадрамПо необходимости
3.5Информирование коллектива о работе, проводимой государственными органами по борьбе с коррупционными проявлениями в обществеПредседатель комиссииПо мере поступления информации
4. Осуществление контроля финансово-хозяйственной и педагогической деятельности в целях предупреждения коррупции
4.1Предупреждение фактов необоснованного сбора денежных средств на укрепление материально-технической базы учреждения, на приобретение подарков для тренеров-преподавателейЧлены комиссииВ течение года
4.2Контроль за реализацией профилактических мероприятий по предупреждению коррупционных правонарушений и преступлений в учреждении образования:
1) мониторинг трудовой дисциплины;
2) мониторинг кадрового учета
Члены комиссииВ течение года
4.3Контроль за соблюдением законодательства при осуществлении закупок товаров (работ, услуг)Члены комиссииСентябрь
Председатель комиссииА.И. Бодунов
Секретарь комиссииН.М. Дыщенко

Регистрационный номер:
790303489 от 2 июня 2015 г.
Администратор: +375 222 72-94-75
Логотип подвал
Адрес: 212008
г. Могилев, ул. Крупской 137-1